20.03.2023 |
В июне 2023 года Детская школа искусств имени Евгения Александровича Мравинского отмечает большой праздник – 120 лет со дня рождения великого дирижера. Школа по праву носит это имя, так как для многих поколений музыкантов – профессионалов и любителей музыки учеба в нашей школе стала первой ступенькой на пути в мир большого искусства. Памятной дате будет посвящена целая серия концертов.
На протяжении всей своей истории школа славилась замечательными преподавателями. Преподаватели нашей школы побеждают в самых престижных конкурсах: всероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств Российской Федерации», в городском конкурсе педагогического мастерства молодых преподавателей «Педагогические надежды». Без преувеличения можно сказать, что в школе царит атмосфера высокого профессионализма, творчества и преданности профессии.
По давней традиции, в первые дни весны сцена Концертного зала школы предоставляется молодым педагогам. Именно им предстоит сохранять и приумножать лучшие традиции петербургской исполнительской школы.
10 марта на сцену вышли как совсем молодые, так уже и маститые исполнители, были представлены сольные и ансамблевые номера.
Концерт открыл инструментальный дуэт в составе: Кристина Панова (флейта), и Анна Корепова (фортепиано). Проникновенно и тепло прозвучало в их исполнении произведение И.Брамса «Интермеццо». Номер покорял элегическими нежными красками, казалось, что исполняемая музыка близка индивидуальности самих музыкантов.
Скрипачка Екатерина Рогозина и пианистка Светлана Магдальчук отдали в этот день дань уважения и другому великому русскому музыканту, чьё 150-летие в апреле отмечает весь мир – Сергею Васильевичу Рахманинову. Лирическая пьеса «Романс» была исполнена на высоком профессиональном уровне.
Преподаватель класса виолончели Екатерина Киселева - выпускница нашей школы. Она училась у замечательного педагога, заслуженного работника культуры Российской Федерации Любови Александровны Ефремовой. Получив профессиональное образование, Екатерина вернулась в родную школу. Теперь она успешно совмещает преподавательскую работу с исполнительской - в оркестре театра «Санкт – Петербург опера». В сопровождении концертмейстера Элины Маркеловой Екатерина сыграла «Пробуждение» Габриэля Форе.
Затем музыкальную эстафету подхватили молодые преподаватели народного отдела. Аккордеонист Андрей Колесник, активно выступающий и как солист, и в составе различных ансамблей, заворожил публику яркой виртуозностью, сыграв пьесу С.Коняева «Скерцо». Лауреата многих международных исполнительских конкурсов, талантливого балалаечника Александра Барболина можно с полным основанием назвать одним из ведущих преподавателей школы, ведь он не только активно концертирует в составе ансамбля народных инструментов «Стиль - квартет», но и участвует в работе жюри различных музыкальных конкурсов. Высокопрофессионально и тонко в исполнении Александра Барболина и концертмейстера Анны Воробьевой прозвучал знаменитый романс в обработке Александра Шалова «Гори, гори, моя звезда».
Украсил концерт своим выступлением молодой преподаватель гитары Михаил Кашеутов. Михаил - концертирующий музыкант, лауреат более чем десяти международных конкурсов. Он как всегда с блеском и испанским жаром исполнил арабеску Луиса Алена «Огонь сердца». У преподавателя класса балалайки Кристины Козловской непростая и очень ответственная роль – руководителя оркестра русских народных инструментов. Она сама прекрасный исполнитель, «Деревенская картинка» В.Хаперского для балалайки и баяна, партию которого исполнил В.Каменский, запомнилась выразительной фразировкой и удивительной градацией динамики, которую продемонстрировали музыканты. Преподаватель аккордеона Артур Адршин начал свою преподавательскую деятельность в нашей школе совсем недавно, наряду с концертными выступлениями, он уже активно включился в образовательный процесс, и даже сочиняет пьесы для учебного репертуара. Пьеса Виктора Власова «Праздник на Молдаванке» началась лирическим вступлением, последующая, безудержно веселая, часть была сыграна с фантастической виртуозностью, при этом внешне казалось, что всё получается само собой и не представляет трудностей для исполнителя.
Лауреат международного и всероссийского конкурсов, преподаватель класса саксофона Константин Андреев – известный в нашем городе музыкант, он ведет активную концертную деятельность, является приглашенным солистом Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
В исполнении Константина прозвучала зажигательная «Греческая сюита» композитора Педро Иттуральде. Про такой уровень исполнения говорят: «Высший пилотаж!». Соответствовала солисту и концертмейстер Анна Корепова, продемонстрировавшая свою превосходную пианистическую технику.
Преподаватель фортепиано Ольга Ильина начала свою преподавательскую деятельность в нашей школе в этом учебном году, и в концерте она принимала участие, в том числе, как композитор. В исполнении победителя городского конкурса педагогического мастерства «Педагогические надежды» преподавателя класса скрипки Марии Кочиевой прозвучало сочинение молодого преподавателя «Стрекоза». За роялем - автор. Пьеса поразила необычностью гармоний и мелодики, рисующей образ летних грёз.
Нежный звук флейты в исполнении Полины Марченко уносил слушателей концерта в Париж, где мы гуляли по романтичным улочкам Монмартра. Маститый концертмейстер Нина Градова тонко и филигранно дополняла дуэт, они представили публике «Память о Париже» Ю.Должикова.
Преподаватели нашей школы - творчески активные и разносторонние музыканты, они выступают и как солисты, и объединяются в различные ансамбли. В школе много лет существует ансамбль преподавателей народного отдела (руководитель О.А.Коляденко), который всегда радует слушателей своим исполнение и репертуаром. А на этом концерте публика была приятно удивлена выступлением «молодого» квартета в составе: Евгения Ярушева, скрипка; Светлана Магдальчук, фортепиано; Артур Адршин, баян; Екатерина Киселева, виолончель. В их исполнении зажигательно, дерзко и элегантно прозвучало «Посвящение Пьяццолле. Мое счастье» композитора Л.Десятникова.
Завершил концерт блестящий фортепианный дуэт Анны Воробьевой и Светланы Магдальчук. Тонкостью звукописных средств отличалась их исполнение фантазии С.Рахманинова «И ночь, и любовь...», эпиграфом для которой Рахманинов избрал стихотворные строки Байрона:
То час, когда в тени ветвей
Поет влюбленный соловей,
Когда звучат любви обеты,
Огнем живительным согреты,
И ветра шум, и плеск волны
Какой-то музыки полны...
Концерт произвел огромное впечатление. Публика горячо принимала все номера, а зал был наполнен теплом, светом, энергией и позитивом!
Спасибо за чудесный концерт! До новых встреч!
Т.Коляденко.

|
06.03.2023 |
Завершился VII городской конкурс юных пианистов «Концертино Санкт-Петербург».
Он имеет многолетнюю историю, об этом подробно написала в своей статье Т. П. Нестерова. Моя задача, как слушателя II тура, рассказать о прослушиваниях 1 марта, о Круглом столе и поделиться своими впечатлениями.
Неоднократно писала о «Концертино» в прошлые годы. Есть с чем сравнивать. С полной уверенностью могу сказать: уровень его растёт. Организация его – выше всяких похвал, от конкурса к конкурсу она совершенствуется. Это отметили и педагоги, и родители, и члены жюри. В этом огромная заслуга фортепианного отделения ДШИ им. Е.А. Мравинского. Преподаватели отдела не только смогли создать уютную, практически домашнюю атмосферу, но и с самого начала высоко подняли планку требований.
II тур оставил очень яркое впечатление от игры юных музыкантов.
Условия его весьма трудные полифония и романтическая пьеса, что требует от любого музыканта мгновенного переключения от строгого стиля к передаче чувств и эмоций. Не все справились с этой задачей, но старались все!
В группе «А» очень приятные впечатление оставили Николай Гуменник, ярко сыгравший Прелюдию Баха Ре мажор и пьесу Ж. Ибера «Маленький белый ослик»; Елютина Ева, с академическим исполнением Инвенции Баха Си бемоль мажор и воздушным вальсом Лядова; Журихина Милослава с красивой пьесой Форе «Импровизация» и с Прелюдией Баха Соль мажор; и самая маленькая пианистка, 7-милетняя Маргарита Рядчина, исполнившая блестяще Инвенцию Си бемоль мажор и сказочно красивый «Маленький вальс» Лядова. Несмотря на юный возраст эти ребята держались на сцене очень уверенно, играя в удовольствие себе и слушателям в зале.
Группа «Б». Вдумчивое исполнение двух и трёхголосных инвенций, пьес из партиты и даже прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» сразу позволило обратить внимание на лидеров – Софию Зелюкину, Марину Алексееву, Василису Аршанскую, Софию Пенькову, Игоря Сидорова и Эрику-Марию Турко, Илью Шаманского. В этом возрасте еще очень трудно играть Баха, тем более рассчитанного на уровень музыкального училища или даже консерватории, но эти ребята справились с задачей. Кое где можно было бы поспорить с трактовкой баховских пьес, но важен сам факт – уже в раннем детстве юные музыканты не боятся играть сложную полифонию, они ее понимают.
Но все же, переключаясь на вторые пьесы, все исполнители могли показать своё «я», свой внутренний мир и играли с полной отдачей. Это и мощный «Танец из Йольстера» Грига (Василиса Аршанская), необыкновенно красивая «Импровизация №15 Пуленка (Марина Алексеева), фантастический «Хоровод эльфов» Мак-Доуэлла (София Зелюкина), не часто исполняемый полонез си бемоль минор Шопена (София Пенькова), элегичная Прелюдия си минор Лядова (Игорь Сидоров), акварельная «Песня без слов» фа диез минор Мендельсона (Эрика-Мария Турко), бесшабашная «Русская пляска» Чайковского (Илья Шаманский).
Меня не покидало ощущение, что я слушаю прекрасный концерт и не хочу, чтобы он заканчивался.
После объявления результатов Второго тура состоялся Круглый стол, где с подробным анализом конкурса выступила Заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Татьяна Михайловна Загоровская. Она отметила «выросший на глазах уровень исполнительства и подготовки». Часто, по словам Татьяны Михайловны, на конкурсах не присуждают Первую, а иногда даже вторую премию. На этом же конкурсе Первое место в группе «А» было присуждено Журихиной Милославе, ее выступление было отмечено тем, что несмотря на возраст, она уже профессионал и у нее есть перспектива. А в группе «Б» Первое место присуждено сразу трем юным музыкантам. Теплыми словами была охарактеризована София Пенькова, как «чрезвычайно гармоничная личность, многому и хорошо наученная», Игорь Сидоров, который выделился на общем фоне своей индивидуальностью и артистичностью, Эрика-Мария Турко, покорившая жюри своей свободой, заинтересованностью и уже сейчас заметной перспективой.

Свое выступление Татьяна Михайловна заключила словами: «Результаты порадовали. Но детям надо понимать, что путь музыканта не должен быть усеян цветами, иногда нужна и строгая «диета». С этим утверждением невозможно не согласиться.
В своем выступлении член жюри конкурса заведующая фортепианным отделом музыкального училища им. Н.А. Римского –Корсакова Ольга Андреева также похвалила лауреатов Первой степени, но отметила пианистов, получивших Второе (Илья Шаманский) и Третье (Марина Алексеева и София Зелюкина) место, назвав всех троих очень артистичными и музыкальными.

Круглый стол завершился кратким выступлением Заслуженного работника культуры России, секретаря правления Союза композиторов, председателя секции музыки для детей и юношества Союза композиторов Санкт-Петербурга, члена жюри конкурса В.А.Сапожникова. Он посетовал на то, что композиторы Петербурга слишком мало пишут музыки для детского репертуара. Обещал призвать творческих музыкантов обратить внимание на эту важную проблему, тем более, что на первом туре «Концертино» участники должны обязательно сыграть пьесу петербургского композитора.
В заключение – несколько слов о наших лауреатах, с которыми мне удалось побеседовать.
София Пенькова. Учится в 4 классе ДМШ им. С.С. Ляховицкой с 6 лет. Невероятно, как всего за неполных 5 лет смогла добиться таких значительных результатов, играя на уровне выпускного класса. Любимые ее предметы – специальность и музыкальная литература. А из музыки больше всего любит произведения Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Эрика-Мария Турко, 11 лет. Учится в ДМШ №33. Бабушка – музыкант, мама – инженер, любит музыку. Слова Эрика начала читать позже, чем ноты, занимается музыкой с 4-х лет. Больше всего привлекают Эрику гуманитарные предметы, особенно литература. Пишет сочинения, любит фантазировать. Из музыки ближе всего романтический стиль.
Галина Энвальд

ФОТО ГАЛЕРЕЯ ВТОРОГО ТУРА

 




|
02.03.2023 |
С 27.02 по 01.03 в Концертном зале нашей школы проходил VII городской конкурс юных исполнителей - пианистов "Концертино Санкт-Петербург".
Учредители конкурса: Санкт - Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Е.А. Мравинского» и Благотворительный фонд поддержки и развития молодых дарований «Культурный проект».
Интересна история этого конкурса. Первоначально он был внутришкольным.
Его удачные музыкальные требования, - с одной стороны ориентированные на пианистический репертуар, изучаемый по школьной программе (этюды, полифония), с другой, включающий в себя исполнение пьес композиторов романтиков и современных авторов, - стали известны за пределами школы и вызвали интерес в музыкальном педагогическом сообществе Санкт-Петербурга. В результате, было принято решение о выходе конкурса на городской уровень.
В состав жюри конкурса с начала его проведения вошли замечательные музыканты: заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Татьяна Михайловна Загоровская ( председатель); заведующая фортепьянным отделом музыкального училища им. Н.А.Римского –Корсакова Ольга Владимировна Андреева; заслуженный работник культуры России, секретарь правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, председатель секции музыки для детей и юношества Владимир Алексеевич Сапожников.
В буклете VII конкурса «Концертино – Санкт-Петербург» ведущие музыканты города, члены жюри оценили его значение и высказали пожелания юным музыкантам. Конкурс « стал заметным явлением в культурной жизни нашего города… Надеюсь, что у всех участников останутся самые светлые впечатления о выступлении … в этом замечательном зале, для некоторых победа на этой сцене станет началом их профессионального пути» ( О.В. Андреева). Т.М. Загоровская отметила замечательные традиции конкурса, сложившиеся за годы его проведения: «внимание и забота организаторов, отзывчивость и заинтересованность публики, а главное – неизменно высокий уровень подготовки участников. Я надеюсь, что и предстоящий конкурс будет щедрым на таланты… Удачи и вдохновения! ». С лаконичным, но глубоким по смыслу пожеланием обратился к юным музыкантам композитор В.А.Сапожников : « Дорогие друзья! Не важно, на каких клавишах вы играете: на белых или черных! Главное, чтобы вы попадали на те клавиши, которые бы затрагивали струны души ваших слушателей… Успехов!» Действительно, это самое ценное для всех, кто занимается любым видом творчества, – вызвать чувства сопереживания, эмоциональный отклик у публики!
Конкурс проходит раз в два года. Возраст учащихся от 7 до 15 лет. Они выступают в трех возрастных группах: «А» - до 9 лет; «Б» - 10 - 12 лет; «В» - 13-15 лет. Конкурс состоит из 2-х туров. В каждом туре юные музыканты исполняют 2 произведения. В 1- ом туре это один из предусмотренных условиями конкурса этюдов (К.Черни-Г.Гермер, II тетрадь, К. Черни ор. 299, А. Лешгорн ор. 66,
Г. Беренс ор. 61, М. Мошковский ) и пьеса современного петербургского композитора; во 2-ом туре - полифония и пьеса композитора – романтика.
На мой взгляд, программа, которую нужно подготовить для 2-х туров очень серьезная, сложная и полезная. Она способствует развитию пианистической техники юных музыкантов, а также воспитывает в них понимание музыки разных стилей и умение ее исполнять.
Для любого музыканта выход на сцену – серьезная проверка качества проделанной работы: все ли выученное прозвучит при публичном исполнении так, как было задумано. Музыканты знают, что без богатого сценического опыта стать профессионалом невозможно. Для юных музыкантов выступать перед строгим высокопрофессиональным жюри было и ответственно, и почетно.
Я послушала I тур. Особенно трудным в нем было исполнить без потерь выбранный этюд. Большинство конкурсантов играли этюды Черни и Лешгорна. Почти у всех у выступавших в этюдах были те или иные небольшие помарки. Однако, некоторым удалось довольно успешно справиться с этой трудной частью конкурса. А несколько человек из групп Б и В рискнули вынести на суд жюри виртуозные этюды М.Мошковского и их эффектным исполнением произвести на публику яркое впечатление.
Для меня особенно интересной частью I тура конкурса стало исполнение пьес петербургских композиторов. Во - первых, это малоизвестный репертуар, во – вторых, участники конкурса могли именно в выборе пьес и их исполнении проявить свою музыкальную индивидуальность: расположенность к хрупкой лирике, эпической величавости или склонности к юмору и шутке. Если в исполнении этюдов не всем сопутствовала удача, то с исполнением пьес юные музыканты прекрасно справились: все они играли ярко, эмоционально, с воодушевлением, чувствовалось, что характер исполняемой музыки им понятен и близок. Некоторые участники исполнили такие сложные пьесы С.Прокофьева, как «Наваждение» ( Иван Сидоров, группа «Б») и «Джульетта – девочка» ( Вера Огай, группа «В»). Целый ряд сочинений петербургских композиторов, прозвучавших на конкурсе, я отметила для себя, как большие удачи их авторов, заслуживающие популяризации. Назову эти пьесы: Ж. Металлиди « Капитан Немо», «Элегия» , «Зачарованный лес» ; С.Слонимский « Мультфильм с приключениями» и «Колокола», А.Смелков Новелетта « Роберт и Клара» и «Бабушка и кошки»; Ю. Мыльников «Мазурка»; Вольфензон «В Древней Руси»; В.Коровицын «Первая проталинка»; Д. Жученко «Поле васильковое».
Мне кажется, неплохо было бы выпустить диск с записью сочинений петербургских композиторов, исполненных участниками конкурса. Он, порадовал бы авторов пьес и юных музыкантов, а также преподавателей учебных предметов слушания музыки и музыкальной литературы, которым так не хватает на уроках современного музыкального материала. Даже в интернете, при изобилии самой разной информации, сложно найти ценные в художественном отношении пьесы для детей в качественном исполнении.
В конкурсе приняли участие юные музыканты из многих школ Санкт –Петербурга: из ДМШ №№ 11, 33 и им. Ляховицкой, из ДШИ № 4 и ДШИ им. Свиридова, Рахманинова, Глинки. Бородина, Чайковского (Колпино), из ДДТ Приморского района. Особенно много юных музыкантов для участия в конкурсе подготовили преподаватели ДШИ им. Мравинского.
Приятно отметить, высокий уровень подготовки участников конкурса. За выступлением каждого юного музыканта стоит профессиональное мастерство его наставника - преподавателя, который умеет выбрать репертуар, раскрывающий индивидуальные способности ученика, увлечь его поставленными задачами и добиться успеха.
Я хочу назвать имена некоторых участников, которые особенно понравились мне удачным исполнением всей программы. Это Маргарита Рядчина, София Зелюкина, София Пенькова, Иван Сидоров, Эрика – Мария Турко, Вера Огай. Это мое личное субъективное мнение, оно может не совпадать с решением профессионального жюри. Во второй тур прошли, конечно, не все участники первого этапа. Но несмотря на это, хочется поздравить всех, кто выступил перед авторитетным жюри и публикой в первый день конкурса. Ваши выступления прошли на хорошем уровне, они дали вам новый концертный опыт, они стали ценным вкладом в копилку ваших личных музыкальных достижений! Также хочется высказать слова благодарности преподавателям за сохранение лучших академических традиций в воспитании юных музыкантов, а родителям сказать: «Спасибо! » за интерес и активное участие в музыкальной жизни своих детей.
Т. Нестерова
Предлагаю небольшой фотообзор.

Жюри конкурса. Через несколько минут начнутся выступления конкурсантов.
Участники конкурса на сцене.







После окончания первого тура.

Юные пианистки из ДМШ № 11 Мария Козак и Надежда Рыкова (группа «Б»).

Валерия Борц , участница конкурса из ДШИ им. Е.А Мравинского (группа «Б»).

Вера Огай ( группа «В») приехала на конкурс
из ДШИ им. П.И. Чайковского в г.Колпино.
|
31.01.2023 |
В эти памятные январские дни в сердце каждого петербуржца-ленинградца возникают смешанные чувства горечи, печали и гордости, напоминающие о пережитой страшной трагедии — бесчеловечной блокаде нашего любимого города фашистскими захватчиками. Ленинградцы выстояли! Город победил и не сдался! Но какой ценой…
27 января в Большом зале КДЦ «Московский» состоялся праздничный концерт, посвященный 79-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда.
В программе концерта принял участие Концертный камерный оркестр Санкт-Петербургской детской школы искусств имени Е.А. Мравинского под руководством Андрея Мазницина.
В исполнении оркестра прозвучали широко известные мелодии композитора И.О.Дунаевского из популярных советских кинофильмов «Цирк» и «Весёлые ребята»,а также музыка композиторов Шостаковича, Бизе и Гарделя.
Помним и чтим подвиг города — героя Ленинграда!
|
29.12.2022 |
23 декабря 2022 года завершилась череда отчётных концертов отделений школы. По уже сложившейся традиции, концерт вокально-хорового отделения назывался "Встречаем Рождество!". И программа концерта полностью соответствовала этому названию. Произведения на новогоднюю и рождественскую тематику создали особую праздничную атмосферу в зале как для слушателей, так и для самих исполнителей.
Концерт получился очень интересным и разнообразным. В нём приняли участие солисты, ансамбли и, конечно же, хоровые коллективы школы. Вечер вокальной и хоровой музыки украсил ансамбль скрипачей под руководством Рогозиной Е.А.
Апофеозом всего концерта стало выступление сводного хора, который в полумраке при свете фонариков исполнил "Рождественскую песню" Е.Зарицкой. Концерт получился очень ярким, но при этом тёплым и трогательным.

|
|